Уважаемые посетители нашего сайта! Хотелось бы опубликовать отрывок перевода воспоминаний об Одессе, написанного великим польским писателем Юзефом Игнацием Крашевским. Писатель прибыл в Одессу в 1843 году и свои впечатления о пребывании в нашем городе описал в представляющей огромный интерес для читателей книге – “Воспоминания об Одессе ,Едиссане и Буджаке”( издана в Вильно в 1846 г.)
«До того как увидим этот удивительный город, заложенный пятьдесят лет назад, а уже так огромно возросший и начнём смотреть в его глаза, приготовимся к приятному знакомству с ним и припомним его историю. Позднее будем иметь возможность ближе взглянуть в историю этой части края и самого города, тут же только основными чертами набросаем некоторые воспоминания.
В древности порт одесский назывался согласно перипла Арриана ИСТРИОН ЛИМОН .
Птоломей и Страбо размещают здесь колонию греческую, зовущуюся ФИСКА. Таким образом ошибка в названии Одессос. В самом же деле должна была зваться ФИСКА. Выкопанные монеты и различные предметы быта подтверждают существование этого поселения.
Позже, намного позже, берег этот Чёрного моря, называемый Очаковской степью у польских писателей , по части к Литве, по части к Польше принадлежавший , назван был татарами ХАДЖИБЕЙ, а нашими писателями называемый КАЧИБЕЙ или КАЧУБЕЙ, был отдан семье ЯЗЛОВЕЦКИХ.
В 1442 году находим след судебной процедуры Язловецких с Короной, о наносе над морем (которое цитирует Чацкий).
Из этого порта отправляли на Восток польскую пшеницу во времена Казимира Ягелочика.
Позже Татары овладели степью между Днепром и Днестром, которая ещё во времена Зигмунда I, считалась вместе с Очаковом собственностью Польши, а затем ,во времена царствования Зигмунда III , ею полностью овладели Ногайцы, и она становится место пребыванием их кочевий. Убогая деревня турецкая Хаджибей, находится у старого поселения ИСТРИАН ЛЕМОН.
В 1765 г. Турки сооружают здесь крепость, которой дают название Эни-Дунья( Новый мир).
Дж. Б. Шевалье, путешествующий в конце 18 века, вспоминая о пристани, которая называется Коджа-Бей, рассказывает , что при входе был маяк, небольшой замок с гарнизоном около 25 человек и два больших татарских села , одно старое , а другое основанное тут Татарами, сбежавшими со степей, которые были уступлена России.
В июне 1789 г. Князь Потёмкин направил Генерал-майора де Рибаса в Очаков для командования запорожской флотилией . Де Рибас использовал Казаков для поднятия со дна небольших судёнышек (лансонов), потопленных во время осады. Прибывший сам в июле месяце в Очаков Потёмкин, поразился деятельности Де Рибаса, и доверил ему командование разведывательным отрядом, остающимся под командованием Генерала Гудовича.
В августе де Рибас отдал указание Капитану Аркудинскому отправиться с Казаками на разведку, не встревожив Турков, в место называемое Хаджи-Бей.
Капитан Аркудинский, ночами подкрадываясь к этой местности, выяснил через перспективу, что Турки в силе, имеют 39 кораблей, из которых два больших Шебеки, а тридцать три Лансона-Два Шебеки отплывали.
Было решено атаковать со стороны берега и моря, для взятия хаджибейской крепости, Адмирал Де Рибас ,прибыл с войском в долину куяльницкую, пять вёрст от города и рапортовал командующему, что 14 утром атака начнётся.
Четырнадцатого российское войско прибыло на расстояние версты от турецкой крепости, незамеченным . Когда Татары стрелять начали, русские уже были на валах, а офицер Зугин, первый взобрался на стену.
Гарнизон крепости вырезали. Один Турок спрятался в пороховой склад и там спасся. Взято немного амуниции и несколько железных артиллерийских орудий.
Турецкая флотилия, заметив , что крепость взята, и понимая, что бездействовать не может, открыла огонь, но пули перелетали Крепость. Гудович, услышав стрельбу, выслал Де Рибасу орудия и боеприпасы. Майор от артиллерии Меркель повредил несколько турецких кораблей. Три из них были уничтожены, остальные выплыли в море.
Отряд Гудовича расположился лагерем под Хаджи -Беем, а через несколько дней появилась флотилия турецкая, состоящая из 26 кораблей и фрегата. Флотилия была бы большая и грозная, если бы ею только кто-либо другой, а не неумелый Турок командовал. Начата была стрельба по морю, в результате чего флотилия отступила, так ничего решительного и не сделав .
В Хаджи-Беи было обнаружено пять или шесть домиков, а также убогое строение называемое дворцом Паши. Вокруг Крепости не было рва. Только высокие стены его охраняли. Вокруг дикая пустыня, может, лишь над самым берегом моря немного посаженных деревьев. И несколько землянок в долине, где сегодня расположены самые прекрасные Хутора.
Из порта хаджи-бейского вывозилось всегда зерно в Константинополь- ячмень из этих окрестностей был предназначен для лошадей из конюшен Его Светлости Султана.
Царица Екатерина II хотела переселить на эти земли колонистов из Архипелага. Им был назначен начальник, начато строительство, и названо было это место Одессой.
Адмирал Де-Рибас предлагал строить порт торговый, а в случае необходимости, и военный. Начато было строительство, растранжирено несколько миллионов на немного значащую крепость и несколько строений. Всё это строилось в спешке и без старания , так что вскоре разрушилось.
Зарисован город был широко. Казармы были выставлены у берега моря, что заслоняло порт. В порту работы шли достаточно неумело. Русские ,прибывшие сюда, строили поспешно и незаботливо. Адмирал для себя построил дом- большой и удобный..
Таким было самое начало Одессы.»